Интернет-магазин
+7 (495) 118-43-86
Центральный офис
+7 (495) 961-35-15

От идеи до реализации: трудности перевода

Промышленный дизайн мебели в России только начинает зарождаться. С одной стороны, уже сейчас можно говорить о том, что выросло поколение одаренных российских дизайнеров, которые создают проекты, способные составить конкуренцию лучшим зарубежным образцам. И подтверждение тому – успех отечественных специалистов на международных площадках. С другой стороны, как показывает практика, отсутствие опыта взаимодействия молодых профессионалов с рынком и реальным производителем приводит к тому, что для отечественного потребителя известными и доступными остаются бренды мебельных сетей. А талантливые разработки многих и многих остаются невесомыми идеями, которые могут быть реализованы в единственном экземпляре. Как преодолеть пропасть между авторским взглядом одного дизайнера и задачами сложившегося бизнеса, пройти путь от индивидуального проектирования к промышленному производству, а также понять, что дизайнерская мебель для людей нужна, важна, но не должна быть рафинированным арт-объектом, далее.

Глоссарий
Дизайн (от английского design — «проект», «план», «рисунок») — понятие, обозначающее разновидность художественно-проектной деятельности, которая охватывает создание предметной среды (вещей, интерьеров, машин) и основывается на принципах эстетики, удобства и экономичности. Термин «промышленный дизайн» был утвержден в 1959 году решением первой генеральной ассамблеи ICSID (Международного совета организаций промышленного дизайна). Дизайнер – художник-конструктор, занимающийся художественно-проектной деятельностью в самых разных областях.

Собирательный образ
Жизнь современного человека трудно представить не только без прогрессирующих технологий, но и без эстетичной, эргономичной и удобной мебели. Мы живем в мире дизайна, и все, что нас окружает, способно вызывать эмоции, если это по-настоящему красиво. Красивую и комфортную мебель способен создать далеко не каждый, а вот оценить ее может практически любой, поэтому труд дизайнера является благодарным и востребованным. К сожалению, до сих пор дизайн может пониматься в обществе исключительно как искусство, часть идеального мира, и это создает непреодолимый барьер между дизайнерским замыслом и его промышленной реализацией. В противовес этому мнению нужно говорить о том, что профессиональный дизайнер мебели должен создавать прекрасное и применять все выразительные средства как художник, но продумывать мельчайшие детали ее применения как проектировщик. Так каким должен быть специалист в этой области сегодня? Художественно одаренный, технически подкованный, всесторонне образованный, настойчивый и трудолюбивый гуманист, точно понимающий ЧТО, ДЛЯ КОГО и ЗАЧЕМ он делает.

Личность больше профессии
Виктория Моторнюк, дизайнер, преподаватель Высшей школы средового дизайна МАРХИ:
- Сегодня мы уже говорим о дизайне как о науке. Будущее за теми, кто сможет применять при проектировании мебели знания в самых разных областях – физике, химии, биологии и инженерии. Востребованные профессии в недалеком завтра – дизайнер-инженер, дизайнер-биоинженер и т.д. Дизайнер должен постоянно искать новаторские решения традиционных задач. Часто намного эффективнее доработать уже созданный продукт, чем пытаться создать что-то совершенно новое. И тот, и другой подход важен. Необходимо знать свою индивидуальность, свои возможности и таланты – без этого трудно создавать оригинальные идеи.
Из навыков: современному дизайнеру важно обладать суперкоммуникативными свойствами. Умение презентовать, показать, провести переговоры и продать свой проект сегодня – это уже не преимущество, а необходимость.
                                                                                                                             
Образовательный фундамент
Несмотря на то, что в отрасли есть достаточно примеров того, как дизайнеры-самоучки становились успешными, важность профильного образования в таком сложном деле, как проектирование мебели, несомненна. Ведущие учебные заведения, которые готовят дизайнеров мебели в России – это МГХПА им. С.Г. Строганова и СПГХПА им. А.Л. Штиглица, иначе – легендарная «Строгановка» и знаменитая «Муха», именно так говорят о своих альма-матер студенты. На протяжении долгого времени кафедры старейших образовательных учреждений были интегрированы в систему советского мебельного производства, а потому подготовка специалистов велась с учетом требований государства. С развалом плановой системы экономики в 90-е выпускники ВУЗов стали заниматься индивидуальным проектированием, выполнять частные заказы по созданию уникальной мебели. Проблема оторванности системы образования от реального производства обострилась именно тогда. Однако, в настоящее время спрос на специалистов в области промышленного дизайна стабильно растет, мебельный рынок трансформируется, и появляются новые возможности заявить о себе, используя потенциал учебных заведений.

Осознанный выбор 
Кирилл Чебурашкин,заведующий кафедрой «Дизайн мебели» в МГХПА им. С.Г. Строганова:
- Основная задача, которую мы ставим, прежде всего, перед собой – это подготовить грамотных специалистов в области предметного и промышленного дизайна, которые будут котироваться на рынке труда. Для достижения этой цели ставим перед ними локальные задачи, выстроенные в определенной методической последовательности. В современных условиях главное, конечно же, научить дизайнера генерировать такие идеи, которые будут востребованы. И в этом ему точно пригодится четкое представление о рыночных механизмах дальнейшей их реализации. Изменения, которые сейчас вносятся нами в учебные программы, неизбежно дадут свой результат. Но на это потребуется еще некоторое время, так как для того, что бы вырастить студентов нового поколения, сначала необходимо вырастить преподавателей принципиально нового типа.
                                                                                                                          
Звенья одной цепи
Андрей Блинов,заведующий кафедрой дизайна мебели в О СПГХПА им. А.Л. Штиглица:
- Мы готовим специалистов широкого профиля. Система образования выстроена таким образом, что существующие жесткие стандарты трудно дополнить, не хватает определенной гибкости. Реформа образования в нашем вузе и предлагаемый образовательный стандарт 4-х летнего бакалавриата далеки от идеала, но наша Академия и в этих условиях выпускает грамотных специалистов. Мы активно сотрудничаем с мебельными предприятиями, особенно в последние два года. Появляются руководители предприятий, которые заинтересованы в работе над оригинальным «лицом» продукции. талантливые выпускники находят себе работу по специальности. Другое дело, что производства в массе не готовы к серьезной творческой работе со специалистами. Мир промышленного дизайна принято считать мужским, но сейчас большая часть обучающихся – девушки. Поэтому можно предположить, что вскоре нас ждет эпоха мебельного дизайна «с женским лицом».
                                                                                                                          
НА КОНТРАСТЕ
Лидерами промышленного дизайна в мире считаются Италия, Япония, Голландия, Франция. В этих странах дизайн позиционируется как одно из конкурентных преимуществ экономики, это искусство и мощный маркетинговый инструмент одновременно. Факт для размышления: более трети национального бюджета Голландии формируется за счет дизайн-деятельности. В России дизайн пока недооценен бизнесом, эстетические инновации могут себе позволить крупные производства, к тому же, это часто напоминает желание повторить лучшие образцы зарубежной классики, особенно итальянской. Главная проблема в том, что в России нет мебельной отрасли как таковой. В целом мебельный рынок России развивается в двух противоположных направлениях: первое – крупные фабрики производят хорошую мебель по высоким ценам, недоступную для большинства, второе – то, что дешево и доступно массовому покупателю, выглядит уродливо и не обладает качеством.

Линия производства
Несмотря на расхожее мнение об отсталости нашей экономики, многие российские производства в настоящее время оснащены первоклассным оборудованием, и это позволяет мебельным брендам делать качественные, модные и приемлемые по цене вещи,
рассчитанные при этом на массовую аудиторию. Еще несколько лет назад импорт мебели в Россию составлял значительный процент от общего объема продаж. Мебель поставлялась главным образом из Китая, Польши, Италии, США. Сегодня большая часть всей мебели, продаваемой в России, – это продукция отечественных производителей. И немалую роль в этих изменениях сыграла программа импортозамещения. Мебельные фабрики используют это «поле для внедрения», продолжая искать пути увеличения разнообразия и расширения функциональных возможностей производимой продукции. При этом российский мебельный рынок остается традиционным, консервативным и высококонкурентным. И одно из ключевых направлений фирменного самоопределения – разработка качественного и востребованного дизайна.

В поиске себя
Александр Освальд, глава «Центра компетенции Востока» в Ассоциации мебельной промышленности Германии:
- Я часто бываю на российских выставках и замечаю,что многие производители в России все еще находятся в поиске своего фирменного стиля. Мне кажется, что говорить о возникновении уникального российского мебельного дизайна еще рано. В то же время, товарное предложение в российской мебельной торговле в плане дизайна на данный момент шире, чем в немецкой. И российскому потребителю есть, из чего выбирать. К сожалению,это относится как к хорошему, так и к плохому дизайну. Каждый российский производитель должен найти для себя свою «рыночную нишу», где он сможет предложить покупателю уникальное товарное предложение, которое будет отличаться от предложения конкуренции. И многим российским производителям есть, что предложить зарубежному покупателю.
                                                                                                                
Бьет в цель
Виталий Андреев, заместитель генерального директора по сбыту компании СИЛЬВА, Нижний Новгород:
- Дизайнерский продукт всегда лимитированный, уникальной разработки, ориентированный на премиум и лакшери аудиторию. Наша мебель рассчитана на покупателей среднего класса, и наше производство отточено под данный вид продукции. Многолетний опыт участия в выставках помогает нам быть не как все. Мы давно поняли, что равные компании не могут делать все одинаково. Более того, наши дизайнеры и технологи постоянно изучают мировые тенденции. Например, вдохновленные миланской выставкой ISaloni, мы в этом году запустили новую линейку классической мебели, абсолютно не типичную для нас. Новинки получились достойные, с элегантной фурнитурой и декором, уникальной конфигурации, а самое главное – доступные по цене. 
                                                                                                                  
Опыт по обмену
Одна из современных тенденций в производственной сфере – совместное зарубежно-российское производство, сотрудничество с иностранными дизайнерами. Возможно, одна из причин как раз в том, что наша образовательная система в области промышленного дизайна слишком долго была оторвана от нужд производителей и знаний о реальном производстве. «Будущих дизайнеров долгое время воспитывали как создателей красивой формы, не давая никакого представления о маркетинге и прочих фундаментальных понятиях и механизмах рыночной экономики, – говорит зав.кафедрой «Дизайн-мебели» Кирилл Чебурашкин. – Промышленный дизайн понимался (а некоторыми школами понимается до сих пор) как отдельный вид искусства, а не способ повышения конкурентоспособности продукта. Западные дизайнеры выращивались в совершенно ином культурном контексте, что на данный момент дает им ряд объективных конкурентных преимуществ перед нашими специалистами».

Российский дизайн нужен!
Как можно конкурировать с западной школой дизайна? Необходимо изменить цель, считает Виктория Моторнюк. Создать современную русскую школу дизайна на мировом уровне. При этом понимать, что уже сделано в мировом контексте, чтобы перенимать лучшее и самое эффективное, одновременно создавая свой путь, базируясь на русском наследии, территории, культурном коде. Когда за рубежом говорят о своем призвании – быть дизайнером – это вызывает уважение. У нас это вызывает неоднозначную реакцию, потому что многие думают, что дизайнеры мебели – это те, что продают мебель на заказ в магазинах. Поэтому следует, прежде всего, повышать престиж профессии промышленного дизайнера, суть которой – инновации, поиск новаторских материалов и авангардных форм для качественного преобразования пространства и жизни.

Совместная работа
Геннадий Галицкий, коммерческий директор компании DMI Дятьково:
- В разработке новых направлений и программ мы используем опыт профессионалов. Для сотрудничества рассматриваем «продвинутых» дизайнеров: это могут быть как зарубежные специалисты, так и российские. Создание красивой мебели зависит не только от таланта дизайнера, но и от одаренности собственника компании. Красивый и востребованный продукт получается в совместной работе единомышленников. Я убежден, что научить быть дизайнером сложно, с этим нужно родиться, поэтому уверен, что талантливый человек обязательно станет успешным. Главное – много работать, не останавливаясь на достигнутом.

SICAM: яркие тенденции и готовые решения
Международная выставка компонентов, технологий и аксессуаров для мебельной промышленности SICAM прошла в итальянском Порденоне с 10 по 13 октября. Ожидания организаторов, участников и посетителей популярного мероприятия среди профессионалов мебельной индустрии полностью оправдались.
Комод Гагарин дизайн
12 сентября премьер-министром России Дмитрием Медведевым было подписано постановление, ограничивающее государственные закупки иностранной мебели и деревянных изделий.
Промдизайн по-новому!
С 22 по 30 июля в Москве пройдет фестиваль промышленного дизайна – все бестселлеры отечественных дизайн-бюро можно посмотреть в «Парке ремесел» на ВДНХ.
CIFF GUANGZHOU: ЛУЧШАЯ ЖИЗНЬ, ЛУЧШАЯ РАБОТА
В Гуанчжоу весенняя сессия  ведущей мебельной выставки в Азии CIFF прошла в 39 раз. Более 190 000 посетителей из двухсот стран и регионов на выставочной площади в 750 000 м2 могли увидеть последние новинки в сфере дизайна мебели и интерьеров от 3 992 участника из Китая, США, Великобритании, Франции, Австралии, Турции и других стран.
DecoRus: качественный отбор
Ежегодная интерьерная выставка DecoRus прошла в Москве 5 и 6 июня в седьмой раз. Двери гостиницы «Националь» гостеприимно распахнулись для профессионалов в сфере архитектуры и дизайна интерьеров.
ISALONI-2017: ТЕРРИТОРИЯ ЧУВСТВ
Ожидаемое, задающее тренды в дизайне мебели и интерьеров событие Salone del Mobile прошло в Милане в 56-ой раз. Первый апрельский вторник объединил на одной территории дизайнеров, архитекторов, байеров и всех заинтересованных в мебельном производстве.
Аметист на международной выставке Interzum в Кельне
Каждые два года interzum становится центром международного производства мебели и интерьерного дизайна, выставка способствует продвижению разработок, поскольку является площадкой, где ведущие разработчики черпают свое вдохновение.
MAISON & OBJET: МОЛЧАНИЕ ХРАНЯТ
В зимнем Париже собрались лучшие специалисты в области предметного и интерьерного дизайна, чтобы поведать миру о красоте. 
IMM COLOGNE. ДИЗАЙН НАШЕГО ВРЕМЕНИ
Прошедшее с 16 по 22 января в Кельне фантастическое мебельное шоу в этом году объединило в себе два события: традиционную ежегодную международную выставку мебели IMM COLOGNE и выставку кухонь LivingKitchen.


НАВСТРЕЧУ ОТКРЫТИЯМ
Каждый год сразу после новогодних праздников Франкфурт - на - Майне становится местом, где зимняя сказка продолжается. В поиске эксклюзивных новинок, трендов и ориентиров в цветовых сочетаниях и фактурах профессионалы АМЕТИСТ отправились на Heimtextil, чтобы увидеть собственными глазами то, что происходит на главном подиуме интерьерной моды.


Корзина
0
0